Сладкая жизнь

Хеппенинг

НИИ PARAZIT, Санкт- Петербург 2023

Художницы: Софья Григорьева и Юлия Рибетки

Куратор: Надежда Ковалева. Видео и монтаж: Лера Джуффер

Участники: DRD4,  Анастасия Иваненкова, Карина Драчёва, ANTVASOL, Николай Бакулев, Максим Степанов, Виталий Чистяков, Саша Глезер, Катерина Итова 

Ссылка на видеодокументацию хеппененинга 26’22’’ disk.yandex.ru/i/aCAF5-KO_enSuA

Хеппенинг сладкая жизнь - бессловесный званый ужин в странных костюмах
Сладкая жизнь. Художница Софья Григорьева
Сладкая жизнь. Художница Софья Григорьева

Художницы помещают гостей в ситуацию бессловесного светского раута и  гедонистических наслаждений под взглядом зрителей и камер.  

В хепеннинге участвуют гости званного ужина — каждому предоставлен нарядный, но достаточно странный костюм, заранее сшитый художницами. Праздничный, милый розовый цвет должен создавать атмосферу праздника, легкости и нарядности. Все костюмы сшиты так, чтобы сковывать движения рук участников, мешая им принимать пищу привычным способом. Еда на столе вкусная  и свежая, подается в красивом фарфоровом сервизе, но тарелок  и приборов для гостей нет.  Правил поведения тоже нет, и каждый волен делать то, что ему вздумается. Есть только просьба не использовать речь.  Также в зале присутствуют зрители, которые наблюдают за происходящим, ведется видеосъемка. Сами художницы играют роль хозяек вечера и находятся в особых условиях — в их костюмах нет рукавов и их руки полностью свободны.

«Светский ужин» в начале напоминает тайную вечерю — гости чинно стоят у стола в похожих костюмах, но все довольно быстро меняется. Костюмы, изначально созданные для того, чтобы затруднить возможность аккуратно есть, для большинства не представляют преграды, как и отсутствие приборов. Гости берут еду с тарелок ртом и руками. Можно заметить, что для некоторых наличие зрителей и камер приносит даже большие неудобства и сковывает сильнее, чем не самый удобный костюм. Оказавшись в необычных условиях, многие начинают необычно себя вести, перекладывают еду, играя с ней, сидят под столом, кормят себя и друг друга, не придерживаясь этикета и правил приличия. В поведении людей, в том как они едят, проявляется много животного, где-то — детского, а где-то — просто странного. Художницы вместе с гостями исследуют социальные рамки и нормы приличия и показывают, чем может стать праздничный прием пищи среди людей, если добавить в него определенный дресс-код и исключить из него вербальное общение. В ходе исследования становится видно, как легко измененный контекст меняет поведение людей, насколько быстро люди подстраиваются под новую социальную рамку при ее появлении.