Эволюция непрерывно идет под знаком приспособления
Инсталляция для биеннале Красненькая
160*100, 100*90, Плитка, ткань, силикон, металл, Санкт- Петербург, 2025 год
«Потоки шашек бьют по ногам, мешают пробраться даже по воде, — писали газеты о наводнении 1924 года. — Вода хлещет ручьями, смыла мостовую. Идешь — проваливаешься»
Торцевые шашки, создавшие столько проблем в 1924 году, это по сути уличная плитка, которой были замощены многие набережные Ленинграда. В своем проекте я хочу заняться укладкой плитки, отдавая дань памяти этого наводнения. Однако обстоятельства складываются так, что ремонт известными методами невозможен, или же возможен, но не дает желаемого результата. Я рассматриваю ситуацию в которой сами материалы для ремонта эволюционируют, адаптируясь к новым тяжелым условиям, и с помощью этих материалов ремонтирую берега реки Красненькой.
В своем творчестве последний год я исследую тему психологической, физиологической и социальной адаптации и ее механизмов у животных и у людей, видя именно адаптацию как единственную возможность выживания в случае если нельзя вызвать изменение окружающих условий. Механизмы адаптации разнообразны: от выращивания густого меха и масштабных жировых запасов, изменения формы конечностей, появления новых органов до новых стратегий поведения и мышления. Трансформация может быть сложной и болезненной, и при этом не обязательно эффективной.
Проект представляет собой укладку художником плитки в разных участках маршрута биеннале. Керамическая плитка — простой и общеупотребимый материал для ремонта в квартире. Плитка выступает живым субъектом и по-своему адаптирована к новым условиям окружающей среды.

